Селение Кани — обычный горный аул. Кани — это одно из лакских селений Кулинского района. Высота над уровнем моря — 1800 м, расстояние от Махачкалы — 155-160 км.
Кани — в прошлом родина лудильщиков, каменщиков, а в Советскую эпоху – колыбель талантливых учителей, врачей, инженеров, экономистов, ученых.
Кани — берет свое начало от маленьких поселений расположившихся на холмах вокруг нынешнего села. Раньше в древности в окрестностях нынешнего села Кани находились маленькие поселения: БячIарибакIу, АькIилабакIу, ЦIовкIрабакIу, Буцулттахалу. Об этом свидетельствует остатки фундаментов домов, могилы и другие предметы.
У канинцев существует легенда о выдаче замуж дочери из тухума «Авбурттигьухъул» в поселение на холме «БячIарибакIу», и на нынешнем кладбище нашего села находится надгробный памятник с надписью:
Аьйжайжаллихъал душра,
Аьвбурттигьухъал ссура,
Майлул ччатIая ччатIайн
Ччанну бизлай бувкIссара
(«Я дочь именитых охотников, сестра семерых братьев, не наступив на землю по кустам исира, я пришла к жениху в дом»).
Разные обстоятельства хозяйственного, социального, бытового характера послужили причиной объединения этих поселении в одно село. Собравшиеся для выбора места под строительство нового села старейшины всех поселений решили отпустить двух волов и на том месте, где эти волы лягут построить мечеть и вокруг нее построить общее село. Так было выбрано место и начато строительство нынешнего села. На стене мечети есть надпись 1734год.
Среди топонимических названий представляет интерес названии некоторых местностей: «ГъулуцIалу», «ЦIувкIравалу», и некоторые другие. За местностью «ГъулуцIалу» наверху находилось одно из древних поселений, название местности наверное от названия этого поселения «Гъуллал щар» село «Гуллов» (гуннов).
По словам учителя Имранова Камиля, ему рассказывал 120-летний Абуев Юсуп из с. Кази-Кумуха, что Аглар-Хан выселил из Кази-Кумуха непокорный, гордый тухум «Авбурттигьухъул» в местность АькIила баку. В то самое место, о котором мы говорим выше.
На холме «ЦIувкIрабакIу» тоже было одно из поселений относящееся к Кани. Название это наверное исходит от названия древних племен огнепоклонников.
Мужское население села в основном занималось отходничеством, были лудильщиками и каменщиками, сапожниками.
Были в селении знатоки арабисты, щейхи. Здесь следует упомянуть такие имена: Сапижуллах-Хаджи, Загиди-Хаджи, Бакьи-Хаджи Дибировы, Киши Магомед-Хаджи, Мусса-Хаджи, Амирщех-Хаджи и многие другие.
Был в Кани и знаменитый врач-лекарь Щулуми-Дивир (Сулейман), к нему приезжали больные со всех концов Дагестана. Он делал лекарства из трав. Лечил Сулейман и раковую болезнь.
Дибиров Максуд преподавал в Балхарском медресе. Он увлекался поэзией, сочинял стихотворения о своей возлюбленной, интересовался стихами Маллея Балхарского. По сведениям Гусейнова у Максуда остались письма Маллея к Патимат Кази-Кумухской.
Большая связь имелась между нашим селом и селом Цущар. По рассказам стариков Цущар произошло от канинцев. Рассказывают, что канинцы давали ваъпу (вакъу), часть урожая, определенную долю выходцам из с. Кани.
По маленькой речке «Канинка» были три маленькие мельницы, где мололи пшеницу.
Бунт в 1877 году не оставил канинцев в стороне. В нем участвовал Камил из рода нынешних Имрановых. Камиля вместе с женой Галли отправили в ссылку в город Архангельск, похоронив мужа Камиля тамже, Галли вернулась в село и вышла замуж за младшего брата своего мужа.
В 1914 г. В селе Кани жили 842 человека, было здесь 5 годеканов.
Были среди канинцев и красные партизаны, которые сражались с Деникиным и другими белогвардейцами: это Саидов Саид, Аликурбан и другие.
ВОВ тоже унесла жизни 57 канинцев из 122 участников войны. В войне участвовало 14 офицера, среди них 2 лейтенанта, 2 старших лейтенанта, 3 капитана, 4 майора, 1 подполковник, 1 полковник.
Майор Кадаев Абдулкасим Кадаевич, награжденный орденом Красной звезды, принял участие на параде к Дню Победы в 1945 году, и в 1975 году